Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 88 человек

Советы психолога

Дата: 6 января 2016 в 09:24, Обновлено 18 января в 14:42

РОДИТЕЛЯМ  НА  ЗАМЕТКУ:  ЗА  ШАГ  ДО  ПРОПАСТИ

Как подросток становится наркоманом, токсикоманом? Почему он решает попробовать то или иное вещество?

Одна из причин — ин­терес, желание испытать неизвестные ощущения, другая — желание быть принятым в определенную группу. Нередко неудовлетворен­ность жизнью, желание «забыться» приводят подростка к наркомании. Предлагают попробовать токсическое вещество или наркотик обычно люди, принимающие это «зелье», они и обучают способу применения, поведению при приеме препаратов.

Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотики или токсические вещества, хотя перемены, прежде всего, в его поведении, можно было увидеть и раньше.

Ребенок становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону. Старые друзья и занятия, включая школу, ему уже неинтересны. Его одежда неряшлива, среди вещей в карманах можно обнаружить баночки, пакетики, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи.

Долгое отсутствие ребенка дома должно насторожить родителей. Он может придти домой в необычном состоянии, ведь именно это состояние — наркотическое опьянение - цель приема наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне дома или в отсутствие родителей, но остаточные признаки этого состояния можно наблюдать спустя несколько часов после приема наркотиков.

Родители могут заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние подростка. 
Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, предоставленный сам себе, он может как бы задремать. А может быть необычно благодушен, беспричинно весел.

Вернувшись домой в та­ком состоянии, он с жадностью будет утолять голод или жажду. При­смотритесь, характерно ли это для вашего ребенка, всегда ли у него повышенный аппетит?

Обратите внимание, как двигается подросток. Возможно, вы заметите грубые, порывистые, размашистые движения, неуверенность при ходьбе.

Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмот­рите ему в глаза - нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения наркотических и токсических веществ становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими (вы можете сравнить их со зрачками другого человека, находящегося в этой же комнате при таком же освещении). Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или необычные ее покраснения. Иногда кожа приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего ребенка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.

Не трудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет.

Проверьте, как чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытывать мышечную слабость.

Вот далеко не полный перечень тех признаков, по которым роди­тели могут заподозрить, что ребенок начал употреблять опьяняющие вещества.

НАСТОРОЖИТЬ ВАС ДОЛЖНО ВСЕ НЕОБЫЧНОЕ, ЧТО ВЫ ЗАМЕТИТЕ В СВОЕМ  РЕБЕНКЕ

Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к систематической интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист.

Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на подростка с упреками и принимать «жесткие» меры. Поговорите с ним довери­тельно, во всяком случае, попытайтесь это сделать. Приведите его к я специалисту-наркологу. Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога — это не наказание, это реальный шанс помочь чело­веку, употребляющему наркотики. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды па успех.

Рекомендации социального педагога родителям по раннему выявлению вредных привычек у подростков.

В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующе­го воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.

Педагог социальный может ознакомить родителей с описанием симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего психоактивные вещества (ПАВ) - алкоголь, табак, наркотики.

Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.)

Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей). 
Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в па­мяти.

Табак.

Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудше­ние координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности. Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.

Вдыхание клея.

Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное вы­ражение лица. Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков. 

Марихуана, травка, «курево», зелье.

Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расши­рены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышен­ный аппетит, слабо выраженные галлюцинации. Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.

Кокаин.

Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повы­шенная активность, отсутствие чувства усталости. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гипе­ремия слизистой оболочки носа.

Героин, морфий, кодеин.

Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.

Крэк.

Симптомы: короткий период эйфории, с меняющийся депрессией, гиперактивность в начальных стадиях, апатичность, непрекращаю­щийся насморк. Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.

Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и вы­явив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:
- использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с детьми исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт;
- больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ- зависимости, нежели информационной части обще­ния;
- не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия;
- проводить профилактику ПАВ - зависимости ребенка необходимо параллельно с ПАВ - зависимостью взрослых;
профилактика ПАВ- зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых;
важно обратить, внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время.

Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с педагогом социальным, психологом школы, наркологом.

О компьютерной зависимости у подростков

Есть ли в вашем доме компьютер? Редко кто на этот вопрос ответит отрицательно. Это техническое средство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Очень часто в литературе и СМИ компьютер выступает как аналог человеческого мозга, соперничает с ним. Возникает вопрос: может ли компьютер заменить человека? Что предпочтут люди будущего: общение с себе подобными или мерцающий экран монитора; горечь разлук и радость встреч или мимолетные ощущения, яркие, но «пустые» эмоции? Может ли компьютер заменить реальность?

Взаимодействие человека с компьютером может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.

Позитивные эффекты:

  • развитие логического, прогностического и оперативного мышления;
  • усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач;
  • развитие познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность.

Негативные эффекты:

  • нарушение осанки, снижение зрения;
  • повышенная раздражительность, агрессивность;
  • враждебное восприятие окружающего социального мира;
  • сужение круга интересов, отход от реальности
  • снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач;
  • снижение гибкости познавательных процессов (при длительной работе за компьютером);
  • формирование зависимого поведения, неумение найти выход из стрессовой ситуации;
  • деформация личностной структуры;
  • девиантные формы поведения. 

Виды компьютерных зависимостей

  • Интернет-зависимость
  • Компьютерные игры (ролевые и не ролевые) 

Так играя в ролевые игры, подросток через несколько минут начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Ребенок может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считать своими.

К не ролевым играм относятся игры, которые основаны на азарте прохождения или набирания очков. 

Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков 

1. Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, такой человек не умеет управлять своими эмоциями, желаниями, видеть перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию. 

2. Взрослые не помогают ребенку развить волю, не приучают к труду. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них. 

3. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться со взрослыми, слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. 

4. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых. 

5. Ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. 

6. Не умение взрослеющего подростка справиться с трудностями взрослой жизни самостоятельно, отсутствие поддержки взрослых. 

7.  Если подросток не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы. 

8. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании зависимой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться. 

9. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия. 

10. Ребенку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения. Дом для него — это гостиница, он всегда был здесь гостем, а не хозяином. 

11. Мама — сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка. 

12. Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе. 

13. Замкнутый, малообщительный ребенок, не принимаемый сверстниками. 

14. Развод родителей в трудный возрастной период. 

15. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых. 

16. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг. 

Степени компьютерной зависимости

1-я степень — увлеченность на стадии освоения. Наблюдается в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень. 

2-я степень — состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр. 

3-я степень — выраженная зависимость. Подросток не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно — снижение успеваемости. Характерны: повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером — полная. На данной стадии если подросток не получает помощи в течение длительного времени, так как за компьютером проводит до 16–18 часов в сутки,  то есть опасность перехода в 4-ю стадию

4-я степень — клиническая зависимость. На данной стадии зависимости подростку необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, голосовые галлюцинации, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. 

Как определить зависим ребенок от компьютера или нет? 

Для того, чтобы определить «зависим ли ребенок от компьютера» достаточно провести простой тест. В ситуации, когда ребенок увлечен игрой на компьютере, родители просят его о чем-нибудь, например: 

1-й уровень — просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло». 

Способы реагирования: 

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере — такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования. 

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается — такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция. 

B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает — такое поведение свойственно зависимости 2–3-й степени. 

2-й уровень – в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь. 

Временные нормы работы за компьютером. 

  • Ребенку до семи лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему своего малыша, то по крайней мере не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня. 
  • Для детей 7–12 лет компьютерная норма — 30 минут в день, но не ежедневно! 
  • 12–14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день. 
  • От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа 
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов. 
  • Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садится ни на какое количество времени. 

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера? 

1. Познакомьте его с временными нормами.

2. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).

3. Приобщайте к домашним обязанностям.

4. Культивируйте семейное чтение.

5. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.

6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.

7. Узнайте место, где ребенок проводит свободное время.

8. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.

9. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

10. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

11. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

12. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.

13. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

14. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).

15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка. 

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость? 

1. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние. 

2. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.). 

3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка. 

4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера. 

5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения. 

6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.

7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

8. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. 

9. Ищите психолога, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости. 

Правила техники безопасности при работе за компьютером 

1. Глазам работающего за компьютером помогут очки с перфорацией — это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день (каждый час) на 5–7 минут. Отсидев 1–1,5 часа перед компьютером (телевизором), необходимо сделать гимнастику для глаз. 

2. Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Полезны раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах. 

3. Регулярная влажная уборка — не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции. 

4. Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения. 

5. Работающий за компьютером должен знать, что существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы за компьютером, а поскольку удобнее всего в этом случае обходиться бутербродами, то компьютероманы подвергаются серьезной опасности ожирения. 

6. Монитор должен находиться в 60–70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз.

Сайты правозащитных организаций

http://www.mir.pravo.by - Детский правовой сайт

http://www.pravo.by - Сайт правовой информации в Беларуси

http://www.rebenok.by - Семейный портал

http://www.ncpi.gov.by - Национальный центр правовой информации РБ

http://www.school-city.by - Школьная жизнь Беларуси

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.