Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 1006 человек

Консультации

Дата: 13 января 2017 в 11:40, Обновлено 27 апреля в 15:33

Тематика  консультаций

для законных представителей обучающихся и

педагогических работников

на II полугодие 2021/2022 учебного года

Месяц

Тема

Группа лиц, для которых проводится консультация

январь

Совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Для законных представителей обучающихся

февраль

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза 

Для законных представителей учащихся, педагогических работников

март

Определение типичных трудностей в обучении

Для законных представителей учащихся

апрель

Как учить стихотворение

Для законных представителей учащихся

май

Готовность ребёнка к школе

Для законных представителей учащихся

*запись на консультацию по тел. 432011

Консультация для родителей "Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у младших школьников" (февраль)

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1.  Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2.  Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

3.  Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Примерные задания по выделению звука на фоне слова

1. Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р. Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.

2. Определить, есть в слове звук р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.

3. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.

4. Определить, в каком из двух слов слышится звук Р.

Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.

5. Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

6. Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово. Например: го... (ра), ко... (ра).

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Вычленение первого ударного гласного из слова. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков.

Рекомендуются следующие задания по вычленению первого ударного гласного:

1. Называются слова, ребёнок  должен выделить первый звук и громко его произнести.

Набор слов: искра, армия, обувь, астра, узкий, улица, остров, игра, очередь, аист.

2. Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

3. Вспомнить 4 - 5 действий, названия которых начинают­ся со звука У.

4. Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

5. Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы): голова, игра, стена, нитка, ручка, лейка.

6. Назвать первый и последний звуки в словах: избушка, иголка, опера, окна, осы, ослики.

Вычленение первого согласного из слова. Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить соглас­ный на фоне слова. Основная сложность заключается в рас­членении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематичес­кому анализу. И чем более слиты в произношении соглас­ный и гласный, тем сложнее слог для фонематического ана­лиза, для вычленения изолированного согласного и гласно­го, определения их последовательности в слове.

1. Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

2. Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него): малина, мама, мыть.

3. Подобрать названия птиц, посуды, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

4. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

5. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

6. Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

7. «Найди сбежавший звук».

Примерные тексты для игры:

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные елки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она сидя у окошка.

7. Изменить первый звук слова.  Ребёнок определяет первый звук слова. Далее  предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук г на звук к,

8. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

9. Лото "Какой первый звук?" Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

11. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

Определение конечного согласного в слове. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух.  При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Дидактическая игра "Доскажи звук"

Произносится предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере….

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё….

Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал зая….

Поскорее наливай мне в стакан горячий ча….

Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине.

В начале предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах, в дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

1. Определить, где слышится звук М — в начале, в сере­дине или в конце слова: монета, маска ...

2. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

3. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук л.

4. Назвать растения или игрушки, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

5. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. Ученики определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:

1. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па - пар, пары, парад, паруса; ко— кот, козы, кошка, корова.

2.Подбрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:

к

о

ш

к

а

кот

он

шар

ком

аист

каша

окна

шуба

коза

астра

3. Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Логопед задает вопрос: "Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?" Примерные слова: рот— крот, мех - смех.

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок — бокс, вол — волк.

в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын …

г) переставляя звуки:

пила — липа      

карп — парк    

кот — кто

палка — лапка   

гора — рога    

дар — рад

4. В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия:

С ч над морем я летаю,

С г в машинах я бываю. (Чайка — гайка.)

5. Игра «Недостающие звуки».

Какие слова хотел написать Незнайка?

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы.

Землю роет старый кот. Под землею он живет.

В зоопарке живет сон. Словно дом, огромен он.

6. Игра «Лишние звуки». Здесь, наоборот, нужно найти лишние звуки в словах:

В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.

Вадик спит и видит слон, что летит в ракете он.

7. Составление новых слов из букв заданного слова: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира).

8. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак- кот – топор - рот ...

9. Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

10. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово. Например: к.... (крыша).

11. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке:

нос - сон        лес - сел          сор - рос

12. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать слово, которое получится (книга).

13. Разгадать ребус. Из названий изображенных предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово (сумка).

14. «Расселить» предметные картинки в домики или вагончики, в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: жук, оса, паук, муха, пчела.

15. Какой звук выпал из слова: крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка - пила?

16. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:  Луна - стол – л; кино - игла – и; лампа - мышь – м;; окна - дом – о; нос - Анна – н

17. Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке.

18. Определить количество звуков в названии предметов на карточке и положить под картинки соответствующие цифры.

19. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед дает следующие задания: назвать слово, в котором после Л слышится К, после М произносится К, перед Л находится И и т.д.

20. Дидактическая игра «Ромашка».

На доске – контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков, и вставить их в прорези «ромашки».

21. Вписать названия предметов в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме. Например предлагается схема и следующие картинки: линейка, лодка, лейка, ложка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.

Л_____________А Л_____________А Л_____________А

22. Подобрать слова к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок…; сы-весы, часы, усы, носы.

23. Дидактическая игра «Волшебный домик».

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове; развитие навыков фонематического синтеза.

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша).

24. Составление слов из заданной последовательности звуков (синтез).

Дидактическая игра «Живые звуки».

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.

Ход игры: логопед вызывает трёх детей и каждому из них говорит, каким звуком он будет: один ребёнок – звук С, другой – О. Третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

25. Дети должны составить слово из звуков, произносимых логопедом: ш, у, б, а. Можно усложнить задание, проговаривая между звуками слова: первый звук Ш, потом У, дальше Б, последний А.

Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей с речевыми нарушениями сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Приложение

ЗАГАДКИ-ШУТКИ ИГОРЯ СУХИНА

Отгадка в них – окончание последнего слова.

КТО ЛЮБИТ КИНО "ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА"? (Имена мальчиков и девочек)

1. Кто любит кино "Человек-невидимка"?

2. Кто читает книгу про Гулливера?

3. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

4. Кто не пьёт кефира?

5. Кто морщится от запаха бензина?

6. Кто поёт про гардемарина?

7. Кто смотрит мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

ЧТО МОЖЕТ ПИРОГИ ИСПЕЧЬ?

1. Что может пироги испечь?

2. Что беспокоит барана?

3. Кто сидит у окошка?

4. Кто любимец королев?

5. Кто плавает в пруду за лесом?

6. Что побило виноград?

7. Что попало в водопровод?

КТО УКУСИЛ МАТРОСА?

1. Кто укусил матроса?

2. Что потерял мальчик, когда играл в салочки?

3. Кто нашёл много косынок?

4. Что видит Карлсон?

ЧТО РАЗИНУЛ КРОТ?

1. Что разинул крот?

2. Что лежит за креслом?

3. Что не могут поднять снегири?

4. Что носорог воткнул в пирог?

КТО ЗНАЕТ, ГДЕ ЛЕЖИТ УДОЧКА?

1. Кто знает, где лежит удочка?

2. Кто перехитрил ловца?

3. Что ценит Владимир?

4. Что катилось за мальчиком?

КАКОЕ ЧИСЛО ЧУТЬ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ВОСЕМЬ?

1. Какое число чуть меньше, чем восемь?

2. Сколько ребят шалят опять?

3. Сколько зубов потерял Юра Бородин?

4. Сколько поваров месят тесто?

МНЕ ЭХО РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ

1. "Кто забрался под диван?"

Эхо мне в ответ: "..."

 2. "Не боится кто мороза?"

Эхо отвечает: "..."

 3. "Кто съел плитку шоколада?"

Эхо (с укоризной): "..."

 4. "Кто гуляет до рассвета?"

Эхо мне ответит: "..."

 5. "Кто глядит из-за сарая?"

Знает эхо: это ...

 6. "Кто потерял сандалик?"

Промолвит эхо: "..."

 7. "Назови мне кавалера!"

Эхо прокричит: "...!"

Литература:

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Академия, 1997;

2. Казинская Л. Ф., Айрумян Г. С. Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013;

3. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М.: « Гном – пресс », « Новая школа », 1998;

4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Академия, 2002;

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М, 2010 ;

6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: ЭГСН, 1999.

 «Фонематический слух - основа правильной речи!»

Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей. Четкое различение звуков на слух позволяет детям:

- правильно произносить звуки в собственной речи, точно передавая все акустические признаки звуков родного языка, часто выполняющие смыслоразличительную функцию (глухость-звонкость, твердость-мягкость);

-не смешивать звуки, близкие по различным признакам;

-соблюдать последовательность звуков в словах.

Полноценное различение звуков в потоке речи также является необходимым условием точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух. Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно в должной мере сформировать навык звукового анализа, что в дальнейшем безусловно отразится на качестве письма.

Все вышесказанное находит свое подтверждение при наблюдении за детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Дети с речевой патологией, имеющие фонематическое недоразвитие, испытывают выраженные трудности при овладении произносительной стороной речи. Так, например, научившись правильно произносить звук изолированно, дети долго не могут  автоматизировать его, пропуская или заменяя этот звук в сложных позициях в словах, особенно в самостоятельной речи. Дети, имеющие недоразвитие фонематического слуха, не способны полноценно воспринимать и понимать речь окружающих. Слова, содержащие смешиваемые звуки, превращаются для детей в единый поток нечетких звуков, из-за чего смысл этих слов становится недоступным для понимания.  В дальнейшем эти дети испытывают также значительные трудности при формировании навыков звукового анализа, без которого невозможно полноценное письмо и чтение.  Дети пропускают гласные звуки, не слышат звуков в стечении согласных, стойко заменяют один звук другим. Вот почему так важно своевременно начать и систематически проводить работу по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями.

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному.

  1. Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало". Послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Мешочки с секретом". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме: ваза, миска, стол, стена. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопай, как я". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

  1. Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте

Игра "Кто сказал?». Одно и тоже слово говорят разные дети.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  1. Третий уровень - различение сходных по звучанию слов

Игра "Слушай и показывай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  1. Четвертый уровень - различение слогов

Игра "Похлопаем". Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

Игра "Четвертый лишний" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-ба-па", «фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен послушать и сказать лишний слог.

  1. Пятый уровень - различение звуков

Игра «Отгадай, чей звук». Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

  1. Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза

Игра "Сколько звуков". Взрослый произносит ряд звуков(один, два, три звука), а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

Эти упражнения в игровой форме могут быть использованы родителями в процессе домашних занятий с детьми. Они не требуют от родителей специальных знаний и особой подготовки, но при этом способствуют развитию у детей фонематического слуха.

Литература :

-Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия, выпуск 1, Издательство: Книголюб. 2008;

-Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных Издательство: Книголюб.
Серия: Дидактический материал по коррекции письменной речи.
2004;

-Калинина И. Л. Учим детей читать и писать. - Москва, Издательство «Флинта», 2001;

- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. - М.: «ГНОМ и Д», 2004.

Консультация для родителей "  Определение типичных трудностей в обучении" (март)

Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость».

  • Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья.
  • Более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, имеют очень высокую учебную мотивацию, очень хотят идти в школу, учиться в школе.
  • В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться.
  • Что происходит за несколько месяцев учебы? Ведь появление трудностей естественно. Учеба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Школа, педагог, родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь детям и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.

При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются и внешние (так называемые экзогенные), и внутренние (эндогенные) причины (факторы). Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимы для организации эффективной помощи ребенку.

Факторы:

  1. Внешние (экзогенные):
  1. экологические;
  2. социальные, экономические;
  3. социокультурные;
  4. школьные факторы риска:
  5. стресс,
  6. интенсификация учебного процесса,
  7. неадекватность методик и требований.

Экологические (внешнесредовые) условия жизни ребенка непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма и чтения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.

Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению. Дефицит внимания в развитии ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Однако, если у таких детей нет эндогенных факторов риска, они могут (при благоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное.

К школьным факторам риска относятся факторы, связанные с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относятся:

1) стрессовая тактика педагогических воздействий;

2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;

3) интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;

4) недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

  1. Еще одним фактором риска является недостаточное знание педагогом причин и механизмов трудностей, способов и вариантов эффективной помощи детям, а также отсутствие комплексной системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения.

Итак, внешние факторы, и прежде всего школьные факторы риска, могут вызывать не только трудности обучения письму и чтению, но и осложнять проблемы, связанные с развитием и здоровьем ребенка.

  1. Внутренние (эндогенные):
  1. генетические,
  2. нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития)
  3. нарушения (несформированность) нейросенсорного  развития;
  4. дисфункции мозга;
  5. несформированность коры, регуляторных структур мозга;
  6. возрастная несформированность познавательного развития

К эндогенным факторам возникновения школьных проблем относят функциональное развитие ребенка, его психофизиологические особенности, нарушения в развитии определенных систем.

Многие специа листы, в частности, считают, что причиной возникновения трудностей письма и чтения на начальных этапах формирования этих навыков, могут быть различные нарушения речевого ра звити я. При изу чении речевого ра звити я де тей с трудностями письма и чтения в основном исследуют актуальный уровень речевого развития, включающий в себя развитие сенсомоторной стороны речи, навыки языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимания логико-грамматических отношений и связную речь. Доказано, что нарушение или недоразвитие именно этих составляющих может привести к нарушениям формирования навыков письма и чтения.

Однако нередко с проблемами речевого развития и дефицитом фонематического восприятия путают расстройства рабочей памяти и проблемы организации внимания, запечатления, хранения и восстановления информации, которые играют важную роль на начальных этапах формирования навыков чтения и письма. Трудности могут быть связаны также с расстройством кратковременной памяти или перегрузкой рабочей памяти, что вполне естественно при учебной перегрузке, интенсификации и нерациональной организации учебного процесса. У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может отмечаться выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.

А влияя на организм ребёнка, вместе или порознь, тем не менее, эндогенные и экзогенные факторы риска создают

  1. смешанные (комплексные) факторы, приводящие к трудностям обучения (нарушениям) письму и чтению:
  1. Первичная неграмотность
  2. Функциональная неграмотность
  3. Особые группы риска
    - часто болеющие дети
    - медлительные дети
    - гиперактивные дети
    - леворукие дети
    - дети из социально неблагополучных семей.

Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.

Консультация для родителей "Как учить стихотворение" (апрель)

Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать.

И один из способов развития памяти - это заучивание стихов.  Когда ребёнок учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры. Некоторым ребятам не стоит особенных усилий, чтобы, прослушав несколько раз стих, воспроизвести его по памяти. Однако, у многих это получается с трудом. Но этот навык можно и нужно развивать.

Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

Сначала со стихотворением знакомится взрослый (он может прочитать стихотворение про себя). Затем надо прочитать стихотворение ребёнку несколько раз (от 2-ух до 3-ех раз). Необходимо следить за правильностью речи, чёткостью, правильно ставить ударение в словах. Читать медленно.

Как правило, стих сначала читают и разбирают в классе. Но, как говорится, всякое бывает. Поэтому сначала стих нужно прочитать, объяснить ребёнку непонятные слова и попросить его ответить на вопросы, которые даны после произведения.

Бывает так, что ребёнок просто не понимает смысл стихотворения, поэтому его сложно запомнить.

Алгоритм заучивания стихотворения

Допустим, в нашем стихотворении два четверостишия.

1. Ребёнок читает весь стих.

2. Теперь несколько раз читаем первое четверостишие.

3. Пусть ребёнок перескажет это четверостишие, подглядывая в книгу (3 - 4 раза).

Когда ребёнок только начинает учить стих, смотреть в книгу можно. Сразу он все равно не запомнит, а возможность подсмотреть придаёт уверенности.

4. Теперь попросите ребёнка закрыть книгу и повторить это четверостишие. При этом, если ребёнок "спотыкается", разрешайте открывать текст и подглядывать.

5. Открываем книгу и читаем первые две строчки второго четверостишия. Повторяем их несколько раз.

6. Соединяем первое четверостишие и две строчки второго четверостишия. Повторяем всё несколько раз сначала с открытой,открытой книгой. Потом книгу закрываем и повторяем по памяти.

7. Аналогично заучиваем последние две строчки второго четверостишия.

8. Сначала повторяем всё второе четверостишие с открытой и закрытой книгой, а потом пересказываем всё стихотворение целиком.

Важно: не ждите идеального запоминания сразу. Если 2/3 части стиха ребёнок рассказал наизусть - это хорошо.

К этому моменту ребёнок устает. Доводить стих до автоматизма бессмысленно. Дайте ребёнку отдохнуть. перед сном и утром повторите стих. Сначала пусть ребёнок прочитает его, а потом перескажет.

Несколько советов

Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.

Эмоциональное проговаривание текста. Смысл метода заключается в повторении строчек стиха разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как коротышка-лилипут и великан, как мышка и медведь и т. п. Еще можно предложить ребёнку рассказать текст весело, а затем грустно, удивленно или с таинственным видом (как волшебное заклинание или просто «по секрету»).

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребёнку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках.

 Заучивание текста по картинкам.

Эта методика называется мнемотехника и суть ее в следующем. На листах прорисовывается сюжет стихотворения, причём картинки должны изображать каждую строчку текста. Взрослый читает стихотворение и, вместе с тем, показывает ребёнку соответствующие картинки. У него возникают ассоциации, он быстро запоминает строки. После он самостоятельно повторяет текст, опираясь на изображения.

Манипуляции с объектом, о котором говорится в стихотворении. Детям легче запоминать текст, если они в руках держат то, о чём говорят. Таким образом, у него появятся ассоциации, что облегчит процесс запоминания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.